Группа европейских ученых заявила об открытии трех микроРНК, способных оказывать терапевтическое воздействие на гены, провоцирующие эпилепсию. В широкомасштабном исследовании течения этого заболевания на молекулярном уровне приняли участие 35 ученых из 8 стран, в том числе нейробиологи, генетики, химики и специалисты по информатике. Результаты семилетнего труда опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Science (PNAS).

Исследователи проконтролировали уровень активности миллиардов РНК и выдели небольшой набор РНК, отвечающих за активность генов мозга, чтобы выяснить, как они меняются при эпилепсии.

На основании изучения РНК, которые были наиболее активны при эпилепсии, были проработаны вопросы синтезирования препаратов для купирования припадков, на основе доклинических тестов. В частности, при компьютерном моделировании лечение влияло на молекулярные сети внутри клеток мозга, блокируя те субстанции, которые, как представляется, способствуют возникновению судорог.

«Ориентируясь на новый класс молекул при эпилепсии, мы планируем разработать инновационные стратегии лечения эпилепсии, в основном, височной доли головного мозга человека, — отметил ведущий разработчик темы нейробиолог Гарет Моррис (Gareth Morris) из исследовательского центра FutureNeuro в Дублине (Ирландия). — Это наиболее важно для трети больных эпилепсией, у которых серии припадков существенно снижают качество жизни и представляют существенную опасность для окружающих, а имеющиеся препараты не в состоянии полностью купировать судороги».

«Коллеги продемонстрировали научный подход к поиску новых лекарств на основе изучения молекул, способных предотвращать развитие судорожных припадков у больных эпилепсией, — пояснила соавтор исследования нейрохирург из FuturNeuro Кристина Решке (Cristina Reschke). — В настоящее время большинство лекарственных препаратов нацелены на предотвращение припадков путем блокирования передачи импульсов, что нарушает нормальные физиологические процессы в головном мозге человека. Это приводит к большому числу патологических побочных эффектов, что существенно затрудняет как предотвращение судорожных припадков, так и непосредственно лечение эпилепсии».

Источник: Информационное агентство ТАСС